Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Православные обряды погребения и поминовения усопших
Загородный клуб - Форум о загородной жизни, опыт, решения, консультации > Инфорбюро > Полезные советы
Admin

Православные обряды погребения и поминовения усопших
Грехопадение первых людей, наших прародителей Адама и Евы, привело к огромнейшим изменениям, как в естестве самого человека, так и во всем окружающем его мире. По существу, эти изменения ужасны. Они породили такие страшные явления, как скорбь, болезни, тление, и смерть, которых до грехопадения не было. Но такое состояние материального, и какой-то части духовного, миров, не соответствует благому замыслу Творца вселенной о развитии и совершенствованию этих двух взаимосвязанных сфер бытия. Все эти следствия грехопадения не является результатом Божьего произволения, ведь Бог Свят, Благ, Всесовершенен, и Сам есть Любовь, а следовательно, не хотел, и никогда не захочет зла, так как в силу Своего совершенства Он вообще неизменен. Но Господь попустил человеку ослушаться Его, и впасть в грех, зная обо всех неимоверно тяжких последствиях грехопадения людей. И как бы на первый взгляд это парадоксально не выглядело, но это показатель того, на сколько Господь любит Свое творение – человека, и дорожит им. Достаточно просто понять, на сколько велики дары Божии, данные Им человеку. Несмотря на Свою безмерную любовь к людям, Господь не стал препятствовать их свободной воле, в райском саду, когда первые люди решили ослушаться Бога, думая что, против воли своего Творца, съев с запретного дерева познания добра и зла, они станут как боги. Бог никогда не станет насиловать свободную волю человека, которую Он Сам же ему и даровал. Другим большим даром является весь окружающий нас мир, который как «собственность» человека, вслед за ним, унаследовал неизбежное следствие греха: тление, разрушение и смерть. И такое состояние мира, когда человек подвластен смерти, будет до самого второго пришествия на землю Господа Иисуса Христа. Поэтому молитвы живущих на земле людей к Богу, об упокоении усопших, будут возноситься до самого конца этого мира. МирСоветов расскажет о наиболее важных из этих молитв: отпевание, панихиды и поминовение усопших на проскомидии.


Приготовление к погребению
Согласно православным традициям тело умершего христианина омывают и одевают в чистые, или, по возможности, в новые одежды. Затем его полагают в «саван» - это белый покров. Все это делается в знак того, что умерший при своем крещении дал обещание проводить свою жизнь в благочестии и чистоте. Изображение Соответственно, подразумевается, что стремлением к такой жизни он не осквернил свою душу различными пороками. Либо тело усопшего облачают в одежды звания или чина, в котором он прожил свою земную жизнь и на протяжении ее служил Богу. Например, архиереев и рядовых пресвитеров, посвятивших себя священному служению Церкви, хоронят в полном их облачении, так же и простых монахов облачают в соответствии их чина. Военных офицеров, избравших свой земной путь в служении Отечеству в рядах государственных вооруженных сил, тоже хоронят в одеждах соответствующих их чину и званию. Тело умершего военного облачают, как правило, в парадный мундир. Такая традиция говорит о том, что все умершие предстанут перед Господом каждый в своем чину, в который человек был возложен на земле. И каждый будет отвечать за плоды, какие он принес в своем земном служении. Затем, когда умершего полагают в гроб, на его лоб возлагается венчик с изображением Христа, Божьей Матери и Иоанна Предтечи. На нем имеется надпись молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий…». Венчик собой символизирует венцы славы, которых сподобляются христиане за несение ими трудов и скорбей при жизни ради Христа, во время земной жизни. Наибольшей славы сподобились изображенные на венчике Богородица и Предтеча Христов, которые, несомненно, являются ходатаями за нас перед Богом. А на руки усопшего полагается крест или какая-нибудь икона в знак веры усопшего во Христа, Его Пречистую Матерь и святых, Богу угодивших. После всего этого тело умершего на половину покрывают священным покровом, который символизирует покров благодати Божьей, всегда присутствующей в Церкви, и покрывающей всех ее членов. Сам же гроб, обычно располагают по середине комнаты так, чтобы усопший был направлен головой в сторону угла с домашними иконами, а ногами к выходу. И вокруг гроба зажигают свечи, в знак надежды на то, что умерший перешел в область света – Царство Божие. После при гробе читают псалтири, с прибавлением молитв о упокоении умершего. Обычно при таком чтении псалмов заупокойные молитвы вставляют на каждой «славе». Это чтение чередуется со служением панихид. До погребения полагается особое последование - чин молитв по исходе души, который помещен в конце псалтири. Эти молитвословия при гробе, возносятся к Богу до самого дня отпевания и погребения. По обычаю, гроб с телом усопшего может находиться в доме до трех дней, чтоб к погребению успели приехать все родственники и близкие усопшего, желающие с ним проститься.
Служба отпевания
Изображение Перед погребением гроб с телом усопшего для отпевания переносят в храм. Прежде чем вынести умершего из дома, у его гроба совершают литию - краткую заупокойную службу. А во время переноса поют «Святый Боже, Святый Крепкий…».
В храме гроб располагают ближе к центру, так, чтоб умерший был обращен лицом к алтарю. И с четырех сторон гроба ставят светильники с горящими лампадами или подсвечники с зажженными свечами. После этого идет служба отпевания, песнопениями вкратце изображающая всю судьбу человека. В них говорится, что за преступление заповедей человек снова обращается в землю, из которой был взят. Но, несмотря на множество грехов, человек, по сути, не перестает быть образом Божьим. И в молитвах произносимых во время отпевания Святая Церковь просит всемилостивого Бога простить умершему, о ком ведется служба, все его согрешения, и сподобить Царства Небесного. А после прочтения Апостола и Евангелия, в которых говорится о грядущем всеобщем воскресении мертвых, священник читает над усопшим разрешительную молитву, благодаря которой умерший разрешается от запрещений и грехов, которые он не смог вспомнить во время своего покаяния. И текст этой молитвы священник влагает в его руки. Таким образом, усопший отпускается в загробную жизнь с миром. Затем, родные, близкие и знакомые дают умершему последнее целование, и прощаются с ним. После того, как все с ним простятся, тело умершего обвертывают саваном, и священник, произнося: «Господня земля и исполнение ея…», посыпает его крестообразно землей. А когда гроб закрывается крышкой, хор поет «вечная память».
Погребение
Изображение После отпевания гроб с телом усопшего переносят на кладбище, где его опускают в заранее вырытую могилу, которую выкапывают так, чтоб усопшего можно было бы опустить лицом к востоку. Так как восток символизирует страну света, радости и благодати, откуда пришел «Солнце Правды» Христос Бог наш, – Царство Небесное. И при погребении совершается краткая заупокойная лития.
После погребения над могилой устанавливают крест, как символ того орудия, которым Христос победил смерть. Благодаря Кресту, на котором пострадал Христос, все мы имеем возможность, после всеобщего воскресения мертвых, обрести жизнь вечную в Царствии Божьем. Господь всех людей искупил Своей Кровью, только далеко не все люди пользуются этой возможностью спасения.
Поминовение усопших
Изображение После смерти душа умершего проходит через особые духовные пространства, на которых нечистые духи (бесы) пытаются завладеть ею. И чем больше человек при своей жизни грешил, меньше делал благого и недостаточно каялся, тем больше бесы имеют «прав» на такую душу. Эту духовную сферу принято называть мытарствами. Здесь человеческой душе особо необходимо заступничество святых угодников Божьих и ангелов. Вероятнее всего, что через мытарства человек проходит в течение первых сорока земных суток. Но это совсем не означает, что поток времени в тех пространствах тождествен земному исчислению. Минута на земле может оказаться там годами, и наоборот, десятилетия и сотни земных лет, могут пролететь там за несколько минут. Ведь состояние и восприятие души оказавшейся без тела, наверняка, совершенно иные, да и сфера бытия там совсем другая. Но как бы там не было, молитвы об упокоении усопшего в первые сорок дней после смерти, очень необходимы для его души. В Православной Церкви особыми считаются третий, девятый, и сороковой дни, после смерти, в которые читаются характерные для этих дней молитвы. Например, в третий день Церковь вспоминает трехдневное Воскресение Христа и молит Его воскресить умершего для блаженной вечной жизни в Царствии Небесном. В девятый день Святая Церковь молит Господа сподобить тех же благ, какие приобрели святые угодники Божии, которые, как и ангелы, подразделяются на девять чинов. А в сороковой день в Церкви совершаются молитвы о том, чтоб Иисус Христос, вознесшийся на Небо в сороковой день после своего воскресения, вознес и умершего в Царствие Небесное. Но иногда по усердию родных и близких поминовения усопшего служатся на протяжении всех сорока дней. Такое сорокадневное поминовение называется сорокоустом. И несомненно, что сорокоусты наиболее действенны, нежели обычные поминовения в третий, девятый, и сороковой дни.

Но по истечении этих сорока дней родным и близким умерших не стоит забывать молиться о них и заказывать панихиды (заупокойные службы) для их поминовения, тем более, в особо выделенные Церковью для этого дни, когда вся Вселенская Церковь молится об упокоении усопших православных христиан. И очень хорошо делают те, которые часто подают записки с именами усопших для поминовения их на проскомидии, так как через это священнодействие умершим сообщается благодать или, в крайнем случае, большое облегчение.

http://mirsovetov.ru:80/a/miscellaneous/re...urial-dead.html



Admin

Как мы вредим душе умершего

Христианский обряд погребения или суеверия от бабок. Кто сильнее?
Наверное, нет в нашей жизни ничего, что было бы более мифологизировано, пропитано суевериями, чем смерть человека и обряд его погребения.

Православное восприятие смерти и погребения тела усопшего кардинально противоположно тому восприятию, которое бытует, к сожалению, в нашей постсоветской стране среди вчерашних атеистов, в одночасье ставших «православными», т. е. прибегающими к Церкви в экстремальных случаях рождения (крещения), болезни и смерти человека. Эти «набеги» на Церковь столь массовы, что породили свою «похоронную» традицию, которая сейчас широко распространена в народном сознании.

С православной точки зрения, смерть человека (верующего, церковного, разумеется) есть «успение», засыпание, отсюда и «усопший», уснувший. Смерть есть переход в мир иной, рождение в вечность. Наш усопший дорог нам (ведь он не исчез, не уничтожился, он уснул телом, а душой отправился в дальнюю дорогу, на встречу с Богом), ему очень нужны наши молитвы, церковные заупокойные службы, милостыни, добрые дела, творимые в его память.

Тело человека в православной традиции понимается как храм души («разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1 Кор.3,16)). Благоговейное отношение к телу покойника напрямую связано с главным догматом христианства – догмата о Воскресении. Мы веруем не в то, что воскреснут наши души (мы знаем, что душа человеческая бессмертна), мы веруем, что при Втором Пришествии Спасителя наши тела воскреснут (где и в каком бы состоянии они не находились) и соединятся с нашими душами, и будем мы вновь целостными.

Поэтому и принято в Церкви тщательно подготавливать тело к погребению: обмывать, одевать в чистое, покрывать белым саваном, и хоронить в землю как в постель, где тело спит, ожидая гласа архангельской трубы. Тем самым, заботясь о достойном погребении человека, мы выражаем свою веру в воскресенье. Поэтому и священник надевает на отпевание белые ризы, показывая веру Церкви в этот догмат.

Если человек вне Церкви, то отношение к смерти у него совершенно иное. Смерть для этого человека есть катастрофа, стихийное бедствие. Приходилось такое слышать: «У нас дедушка умер скоропостижно, неожиданно! Ему 80 лет было…». Несмотря на обращение к Церкви за отпеванием, реально родственники умершего не верят в то, что он «усопший», «покойник» (т. е. тот, кто «в покое», «на отдыхе у Бога»). Покойник для них – это труп, мертвец. Представления о душе – самые размытые. Про душу говорят, но больше потому, что «так принято», на самом деле никто в посмертное существование души не верит.

А раз нет веры в вечность и в воскресенье, то есть панический страх перед смертью и всем, что с ней связано. Смерть для неверующих людей – это костлявая старуха с косой, пришедшая за своей добычей, и при этом не упускающая случая попугать живых своим хриплым смехом и огнём пустых глазниц. Что остаётся живым? Поскорее швырнуть ей в пасть её жертву и откупиться чем-нибудь («чем положено»), только бы не думать о её злобном оскале.

Где нет веры в Воскресшего Бога, там есть стремление вытеснить смерть (точнее, мысли о ней) на периферию сознания. Страх смерти в обществе находит своё отражение во всей культуре: в литературе, искусстве, кино и проч. Заметьте, что в обществе, где боятся смерти, очень любят юмористические передачи, комедийные, приключенческие фильмы. В литературе ценятся «жизнеутверждающие» жанры: романы о любви, о сексе, детективы. Зато вытесняются из культуры все мотивы, заставляющие задумываться о смысле жизни и смерти. Попробуйте предложить кому-нибудь почитать Достоевского – это лакмусовая бумажка, по которой можно проверить, относится ли человек серьёзно к проблеме жизни и смерти, или старается спрятаться от неё («да ну вашего Достоевского, тоска смертная!»).

Когда же смерть всё-таки приходит, и в доме появляется покойник, то родственники начинают искать пути, как «правильно» проводить его в последний путь. Соседняя бабушка (которая «всё» знает и в церковь триста лет как ходит) объясняет, «как» и «в какой последовательности» надо действовать. Вот некоторые «бабушкины» советы…

«Бабушкины» и «батюшкины» советы

Конечно, всё многообразие бабушкиных советов мне невозможно знать (бабушек много и живут они долго). Приведу лишь некоторые, с которыми самому приходилось сталкиваться.

Итак, когда человек умирает, что делают в первую очередь? Правильно: завешивают зеркала. Зачем? Чтобы душа, бродящая по квартире до 40-го дня (запомните: не до третьего, а аж до сорокового! Бедные родственники, хоть с квартиры на полтора месяца съезжай…), не увидала себя в зеркале. Наверное, в обморок упадёт, или застесняется своего неприглядного вида…

Это суеверие работает стопроцентно. За четыре года священства я ещё ни в одной квартире не видел, чтобы не было выполнено это золотое правило похорон. На вопрос: «зачем и почему» – все пожимают плечами: «так вроде надо, бабушка сказала…».

Следующее незыблемое правило: стакан с водкой (для мужчины) или с водой (для женщины) и кусок хлеба (кладут ещё конфеты, печенье). Душа, следовательно, не только гуляет по квартире, она ещё и кушать хочет. Правда, непонятно, почему так мало? Уж тогда все три блюда, да с бутылочкой… (На поминках, кстати, часто ставится тарелка с борщом для «нашего дорогого…»).

Один священник рассказывал такой эпизод: позвали его на поминки. Сидит он, кушает блин. Вдруг чувствует, все ему в рот смотрят… Стало ему не по себе, сидит, давится… Когда, наконец, доел, то все облегчённо вздохнули – оказывается, если батюшка доест блин до конца, то всё у покойничка будет нормально там…

Древние язычники, совершая тризны, всё-таки были последовательней наших современников: по крайней мере, они чётко знали, зачем они совершают тот или иной обряд, всё имело символический смысл. Современные «православные язычники» отличаются крайним скудоумием, когда возникает этот простой, казалось бы, вопрос: «ну зачем, граждане?!».

Важным моментом у них считается вопрос после выноса покойника: от чего (от двери или от окна) «замывать» полы? Не знаете? Ладно, отвечу: полы, граждане, нужно замывать от грязи!

Ну, ещё есть мелкие советы о том, что надо после покойника раздавать чашки с ложками; приносить в церковь суп-набор для него; раздавать вещи усопшего. Если покойник снится с просьбами, то надо выполнить эти просьбы буквально: просит одеть – отнести в церковь барахло какое-нибудь. Покушать просит – чая с батоном на канун принести… Но почему же никто не хочет увидеть в этих просьбах призыв помолиться, исправить свою жизнь, стать ближе к Богу, для того, чтобы молитвы за усопшего доходили поскорей? Почему все пытаются откупиться от покойника? Ответ прост: потому что нет веры в рай и ад, и нет любви к усопшему.

Да, недавно узнал, что существует ещё важнейший обряд проводов души на сороковой день. Что-то нужно прочитать, со свечкой выйти к калитке, открыть дверь, в общем, совершить таинственные действия, недвусмысленно намекающие душе, что, мол, пора и честь знать, до свидания… (Другой вариант проводов: нужно на сороковой день в 9 часов вечера открыть окно, чтобы душа плавно выплыла в сторону кладбища…)

Самое печальное то, что суеверия эти живучи настолько, что складывается впечатление, что мало кто из нас, священников, борется с ними. Практически всегда я слышу от людей на отпевании: «батюшка, мы первый раз это слышим от вас!». К сожалению, многие священники не проповедуют на отпевании, не объясняют людям, что это не безобидные народные традиции, а традиции, противоречащие православной вере. Но многие священники предпочитают молчать и не связываться. А некоторые ещё и сами способствуют распространению мракобесия, иначе не назовёшь.

Рассказ одного епископа: «На днях получил жалобу: прихожане жалуются на своего настоятеля, обвиняют батюшку в самом жутком грехе, какой только может быть… Пишут, что их батюшка душу покойного в рай не пустил. Создали комиссию, послали разбираться. Выяснилось, что на этом приходе до той поры служил священник с Западной Украины, довольно ремесленно относившийся к своему делу. При нём там сформировалась такая традиция: после отпевания покойника выносят из храма, ставят в церковном дворе, запирают ворота, ведущие с территории храма на улицу, выносят стакан с водкой, и батюшка должен эту водку выпить, а затем бросить стакан в железные ворота со словами: „Эх, понеслась душа в рай!“. После этого ворота распахиваются, и гроб уносят на кладбище. А новый батюшка, молодой, после семинарии, шибко грамотный оказался – и не стал этого делать. Прихожане обиделись и написали донос…». (Диакон Андрей Кураев. Неамериканский миссионер. Саратов, Изд-во Саратовской епархии, 2006.)

Было бы смешно, если бы не было так грустно. Стоит ли удивляться, что нормальные мыслящие люди, молодёжь за версту обходят храмы, где живёт тёмный, удушливый дух «православия от бабы-яги»…

Одним из порочных советов, исходящих от некоторых совсем не умных священников, является настойчивый совет освятить квартиру после покойника, «почистить». Конечно, ужасно желание заработать лишнюю сотню на людском горе… Но ведь таким образом и создаётся языческое учение о том, что покойник – это скверна, гадость, после которой надо освящать жилище. Мощи святых лежат в раках в храмах и источают токи исцелений и благодати, а мощи наших православных усопших – это, почему-то, по их мнению, осквернение наших жилищ! Это очень важный вопрос и, думается, стоило бы применять строгие дисциплинарные меры к таким попам, распространяющим «православное» язычество.

Один «ревностный» поп (30 лет прослуживший в сане!) даже требовал у молодого настоятеля, чтобы тот «окроплял крещенской водой лавки, на которых стоял гроб с покойником, чтобы не было болезней у тех, кто потом будет садиться на эти лавки»! А потом мы ещё удивляемся, почему у нас народ такой суеверный… Каков поп – таков приход.

Откуда есть пошла… погребальная земля?

Разговор в храме: «У нас бабушка умерла. Нам сказали, что её надо земельке предать. Можно у вас земли купить?..».

Не правда ли, повсеместная ситуация? Вот только задумываются ли люди (да и сами священники, практикующие подобное): зачем нужна эта земелька?

Откуда пошёл этот «земельный» обряд?

В России до 1917 г. практически на каждом кладбище был храм, совершенно обычным делом было то, что православного человека отпевали в таком храме. После отпевания священник шёл вместе со всеми к могиле, и когда гроб опускали в могилу, священник брал лопатой землю и бросал её на гроб, читая молитву: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Тем самым, это символическое действие показывало всем окружающим, что из земли мы созданы и в землю возвращаемся. То есть: задумайтесь о бренности своего бытия. Всё. Нет другого смысла, кроме символического напоминания живым о смерти.

В советское время ситуация осложнилась. С храмами, да и со всем остальным, касающимся православного погребения, стало проблематично. Возникло заочное отпевание, после которого выдавалась освящённая земля для того, чтобы верующие родственники могли сами совершить этот символический обряд, напомнив себе о ждущей всех нас участи.

Но в дальнейшем в связи с катастрофическим уменьшением и верующих, и грамотных священников, это действие превратилось в самодостаточное, оторвалось от своего назидательного, педагогического символа, и стало бессмысленным и вредным. Сама земля стала считаться главным моментом, заменяющим даже отпевание.

К примеру, в современной брошюре, изданной Сретенским монастырём, читаем:

«Над гробом возглашается „Вечная память“. Священник посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: „Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней“. Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище, если туда усопшего сопровождает священник. (с. 26)

(..) В наше время часто случается, что храм находится далеко от дома усопшего, а иногда и вообще отсутствует в данной местности. В такой ситуации кому-либо из родственников почившего следует в ближайшей церкви заказать заочное отпевание, по возможности в третий день. По его окончании священник даёт родственнику венчик, лист бумаги с разрешительной молитвой и землю с панихидного стола.

(..) Но бывает и так, что усопший погребается без церковного напутствия, и спустя длительное время близкие всё же решают его отпеть. Тогда после заочного отпевания земля крестообразно рассыпается на могиле, а венчик и молитва либо сжигаются и также рассыпаются, либо закапываются в могильный холм. (с. 26-27)

(..) Если отпевание бывает до кремации (как и положено), то икону из гроба надо убрать, а землю рассыпать по гробу. Если отпевали заочно и урну подхоранивают в могилу, то земля крестообразно рассыпается по ней. Если же урну помещают в колумбарий, то погребальную землю можно рассыпать по любой могиле христианина, как обычно, с чтением Трисвятого. Венчик и разрешительная молитва сжигаются вместе с телом. (с. 32)». («В путь всея земли». М., Сретенский м-рь, 2003).

И всё. Ни слова, объясняющего смысл этих земельных перемещений. Читая этот текст, я могу сделать только один вывод: главное – земелька и колдования со «сжиганием» и «закапыванием». Особенно дико выглядят советы рассыпать земельку на чужие могилы! Ну зачем?! Кому это надо? Усопшему? Глубоко сомнительно. Родственникам, которые будут тупо копаться в чужих могилах, рассыпая пепел и думая, что они совершают удивительно разумные действия? Или горе-священникам, получающим доход от торговли землёй и не желающим объяснить людям, что усопшему нужны только наши молитвы и добрые дела, исправление нашей жизни, наше приближение к Богу?..

И всё же, можно спросить: а что же делать, как ломать устоявшуюся ложную традицию? Проповедью, неустанным объяснением людям (и на отпевании и вне него), что главное – это духовное (молитва, покаяние, исправление жизни), а всё материальное (земля, венчик, саван, свечи и т. п.) – вторично, имеет только символическое, педагогическое значение, и становится бессмысленным в отрыве от разумного понимания данного действия.

Где отпевать?

В православной дореволюционной России этот вопрос даже не поднимался. Любой православный христианин отпевался или в своём приходском храме, к которому он всю жизнь был приписан (поэтому-то и были полны такого глубокого смысла слова разрешительной молитвы, которые произносил духовник усопшего: «Чадо, прощаются тебе грехи твои»; и поэтому так бессмысленны они сейчас, когда священник первый раз видит человека уже умершим) или в кладбищенском храме. Отказ родственников отпеть усопшего в храме мог быть расценен как акт отречения от своей веры. Заочное отпевание было возможно только в связи со смертью человека «на стране далече» (в море, на войне).

В советское время (довоенное особенно), разумеется, основным способом отпевания верующих людей (а неверующих не отпевали) из-за гонений стало заочное отпевание, в лучшем случае – на квартире.

Но ко времени перестройки и к нашим временам ситуация серьёзно изменилась. Стали отпевать всех подряд, по «традиции» (лишь бы был номинально крещёным), а у умирающих верующих бабушек в основном оставались неверующие родственники. И вот сейчас, когда церковная жизнь стабилизируется, в таких случаях возникают многие сложности с отпеванием.

Бабушка умершая – она-то верующая, и ей хотелось бы, чтобы её отпели в храме, вот только мы забываем, что цель её родственников – побыстрее и, главное, без лишних расходов избавиться от старушки. Поэтому они пойдут по пути наименьшего сопротивления: или купят земельку, или погребальная контора наведёт на них какого-нибудь «автономного» лжепопа-расстригу, подрабатывающего на религиозной безграмотности народа.

Такое «отпевание» только способствует отторжению людей от Церкви.

Поэтому, в нашей сегодняшней ситуации наиболее реальным представляется отпевание на дому. С одной стороны, это уход от покупки земельки. С другой стороны, неверующие люди смогут хоть полчаса у себя дома в привычной обстановке прикоснуться к красоте православного заупокойного богослужения. И самое главное: проповедь. Именно в момент проводов усопшего люди наиболее открыты к слову священника, наиболее способны задуматься о бренности своей жизни. Нельзя лишать их этой возможности. У них ещё нет сил переступить порог храма, а священник как миссионер, на законных правах придёт в их дом и что-то скажет о спасении души.

Конечно, прекрасно, когда люди понимают необходимость отпевания в храме, но когда этого нет, то лучше пойти им навстречу (им, а не их земельным суевериям!), войти к ним в дом и показать, что священник – это не придаток ритуальных услуг (многие в этом уверены), а человек, поставленный Богом на утешение скорбящих и вразумление заблудших.

Заключение

Однажды на отпевании я долго говорил проповедь, рассказывал о важности для усопшего всего духовного (молитвы, добрых дел) и неважности всего внешнего (земельки, завешивания зеркал и проч.). Объяснил, в чём смысл «земельки». В ответ одна интеллигентного вида тётушка мне заметила:

– Это вы всё, конечно, правильно говорите, хорошо. Одно только нехорошо: зря вы земельку-то в дом занесли, не положено.

А на мой вопрос:

– Откуда у неё такие глубокие познания в богословии, она, не смущаясь, ответила:

– Как откуда? Из церкви, разумеется, оттуда мы это слышали!

Что я мог ей ответить? Да, на нашу беду, люди приносят суеверия зачастую из наших храмов. Конечно, нечасто, но виноваты в распространении невежества сами священники (хотя и бывает), виноваты чаще всего бабулечки, «главные по подсвечникам» и по «правильному» благочестию.

И, конечно, опять повторюсь: очень важна проповедь, не только с амвона, но и везде – на требах, на огласительных беседах, и просто на лавочке около храма. И очень важно, чтобы все священники так поступали, ибо только тогда есть надежда, что вера у нашего народа будет православной, а не «бабушкиной».

http://sueverie.net
Это упрощенная версия форума. Для просмотра полной версии нажмите нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2018 Invision Power Services, Inc.